Франтишек Дртикол: обнажающий модернизм

В королевской Академии Изящных Искусств Сан Фернандо (Real Academia de Bellas Artes de San Fernando) прошла выставка работ первого всемирноизвестного чешского фотографа.
Франтишек Дртикол прославился, в первую очередь своими портретными и эпическими фотографиями в стиле «ню». Искреннее восхищение красотой человеческого тела, игра света и тени, склонность к символизму и модернизму характеризуют творчество этого оригинального мастера фотографии.
Удивительно то, что, в отличие от большинства гениев, Франтишек стал выдающимся фотографом против собственной воли. С детства он увлекался живописью и мечтал стать художником. Но его родители были против такой непостоянной и ненадежной профессии, поэтому они настояли, чтобы сын отправился учиться в коммерческое фотоателье.
Несмотря на изначальное отсутствие интереса к миру фотографии, в процессе учебы Франтишек всерьез увлекся своей новой работой и осознал, что с его развитым и утонченным художественным вкусом он сможет добиться многого в этом новом, только начинающем свое восхождение искусстве. Проработав в ателье три года, он отправляется в Мюнхен, где поступает в фотошколу для молодых талантов. В то время Мюнхен был центром европейского модернизма, и в работах Дртиколя отчетливо прослеживается этот стиль: атмосфера женских портретов очень синтементальна, а композиция фотографий в высшей степени декоративна.

Закончив учебу, в 1919 году Дртикол открывает свою первую фотостудию в центре Праги, и очень скоро к нему приходит настоящая слава. В салоне нет отбоя от клиентов, ему заказывают официальные портреты все сливки чешского высшего общества, включая первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика.
Фотосалон приносит приличную прибыль, и у Дртиколя появляется возможность заниматься свободным творчеством. Своим основным направлением он выбирает работу с обнаженной натурой. Он ставит себе цель полностью отразить наготу как явление в высшей степени духовное, как творение Божье. С помощью света и тени он обращает внимание на силуэты и подчеркивает определенные детали, демонстрируя формы и, главным образом, красоту женского тела.
Работы Дртиколя мгновенно получили признание не только в Европе, но и во всем мире.  В 20-е и 30-е годы Дртикол неоднократно становился победителем премий различных международных фотосалонов.

В 30-е годы он начинает проводить творческие эксперименты, заменяя живых моделей статуэтками или бумажными силуэтами. Некоторые критики связывают это направление с началом его увлечения восточной философией и мистикой. Возможно, это помогает фотографу полностью раскрепоститься, и его работы становятся, как никогда, свободны от всяких запретов и предрассудков. Он называет этот период своего творчества «фотопуризмом».

И всё-таки, несмотря на громкую славу, Дртикол в 1932 году закрывает свой фотосалон, а в 1935 году навсегда остявляет профессию фотографа и возвращается к мечте своего детства – живописи. Он начинает писать картины и полностью погружается в мир восточной философии, йоги и буддизма. Однако через некоторое время он признает правоту родителей, так как профессия художника, действительно, показала себя, как весьма ненадежная и неприбыльная.
Практически ничего из своих картин продать ему не удалось, и в течение нескольких лет бывший всемирноизвестный фотограф жил впроголодь, с трудом добывая себе деньги на обед. В качестве подработки он начинает преподавать на курсах фотографии и писать учебные программы для студентов. Он даже делает попытку преподавать в Пражском графическом училище. Но в конце 40-х годов его художественное мышление модерниста 20-х уже не вызывает интереса у студентов. В 1961 году Франтишек Дртикол умер в забвении и бедности.

-- А. Опачанова
журналист и гид в 
MadSnail Travel